Что делать, если в магазине пытаются обмануть?
Наверняка ты уже совершаешь самостоятельные покупки. Увы, даже при такой простой задаче тебя могут ждать риски. Пожалуй, стоит подготовиться, чтобы не попасть в неприятности, ведь в магазине могут попытаться обмануть, а мошенники всегда рады увести чужие денежки.
С чем можно столкнуться в обычном магазине?

Увы, не все взрослые могут относиться к тебе серьезно, а есть и те, кто пытается пользоваться детской наивностью. С чем же можно столкнуться в магазине? Например:

  • неправильно взвешенные продукты;
  • несоответствие цены на ценнике и в реальности;
  • некачественный продукт;
  • обсчет.

Конечно, не всегда это случается из желания тебя обмануть. Всегда возможна банальная ошибка, и в этом случае продавец извинится и вернёт деньги, примет обратно некачественный товар. Тем не менее, внимательность очень важна. Проверяй всё на месте и при обнаружении несоответствий сообщай об этом продавцу.

Если он сразу исправляет ошибку, всё хорошо. Но иногда недобросовестные продавцы настаивают на своём и пытаются задавить авторитетом, используя твой юный возраст. Помни – в этой ситуации прав ты! Настаивай на этом, опираясь на законы. Например, в статье 21 «Закона о защите прав потребителей» написано, что покупки можно вернуть или обменять в течение 14 дней (главное, сохранить чек, без него будет труднее). Поэтому если тебе продали некачественный товар, смело требуй возврата или обмена. А статья 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей» карает штрафами любителей обвесить покупателя. Продавец обязан продать товар по той цене, что указана на ценнике – это указано в статье 500 Гражданского Кодекса РФ.

Если продавец всё равно отказывается идти тебе навстречу, сфотографируй ценник, потребуй жалобную книгу (там нужно будет подробно описать произошедшее) и запиши имена и фамилии тех, кто пытается тебя обмануть, и сообщи, что намерен обратиться в Роспотребнадзор. Если и после этого магазин не идёт навстречу, возвращайся домой и обратись за помощью к взрослым и вместе с ними оформи заявление в Роспотребнадзор (это можно сделать на сайте организации в твоём регионе). Не забудь сохранить чек, фотографию ценника и ФИО обманщиков!

Какие опасности таят покупки в Интернете?

Обмануть могут и при онлайн-покупках. Давай разбираться, что может случиться!

Если тебе доставили не то, что ты заказал, или товар оказался некачественным, ты можешь вернуть или обменять его, как и в обычном магазине. Напиши в техподдержку сайта и объясни, что случилось. Обычно администрация магазина идёт навстречу покупателям. Если помочь тебе отказались, объясни ситуацию взрослым – они помогут тебе составить официальную претензию, от который недобросовестный магазин уже не сможет так просто отмахнуться ☺

Куда большая опасность - мошеннические действия. Если ты выбираешь оплату онлайн, нужно быть очень осторожным. Некоторые мошенники делают точные копии сайтов онлайн-магазинов, и таким образом получают данные банковских карт невнимательных покупателей. Проверяй, чтобы сайт магазина был правильным, а адрес страницы оплаты начинался с https://. Старайся выбирать известные крупные магазины и исследовать отзывы других покупателей.

При любых покупках сохраняй бдительность и не бойся отстаивать свои права, если что-то пошло не так!

Хочешь узнать, готов(а) ли ты к финансовой самостоятельности? Пройди квест «Финансовые будни» на Вашифинансы.рф
Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей»