На ту же тему:
Инфографика: карманные деньги в разных странах
Как оценить потребность ребёнка в карманных деньгах?
Карманные деньги - один из самых сложных вопросов в воспитании. Выбирая между «давать» или «не давать», 78% мам и пап склоняется к первому варианту. Таковы данные Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. При этом, 61% родителей полностью контролируют расходы ребенка, а 17% уверены, что надзор мешает развитию финансовой грамотности. Кто прав? Мнения экспертов во многом сходятся.
Учиться никогда не рано

Большая часть педагогов и психологов, изучавших проблему, считает, что небольшие суммы детям все-таки нужны. Это один из важных аспектов воспитания, с помощью которого ребенок учится обращаться с деньгами. Конечно, факт наличия карманных денег не гарантирует финансовую успешность во взрослой жизни, но экономической грамотности способствует.

Собственные финансы учат принимать самостоятельные решения о целесообразности той или иной покупки. А получая ограниченную сумму раз в неделю или раз в месяц, ребенок учится расставлять приоритеты, а также принимать взвешенные и «экономически правильные» решения.

Когда можно давать деньги

Жестких условий тут нет: все зависит от вас и от ребенка. Психологи рекомендуют выдавать деньги малышам с первого класса. В этом возрасте дети уже вполне способны усвоить первые уроки финансовой грамотности: как хранить и копить деньги, тратить их рационально на свои нужды.

Подросткам определенные суммы необходимы еще больше, чем младшим школьникам. У старшеклассников появляется самостоятельная жизнь, и, как следствие, потребность в деньгах. В Германии этот вопрос решается на государственном уровне: родителям настоятельно рекомендуют выдавать карманные деньги детям с 10-12 лет, причём даже по суммам есть рекомендации. Например, младшим предлагают давать 10-16 евро в месяц, а подросткам постарше - до 45 евро. Рекомендуется выдавать карманные деньги именно раз в месяц, чтобы дети практиковались в управлении финансами. Немецкие подростки учатся анализировать доходы и расходы, записывая все траты в своеобразные «книги учета». Несомненно, подобная практика в вашей семье пойдет на пользу подрастающему чаду.

Сколько денег давать?

Если вы хотите сделать карманные деньги инструментом обучения, важно ответственно подойти к определению нужной суммы. Попробуйте собрать семейный совет и обсудить с ребёнком, какова его потребность в деньгах. Посчитайте, сколько необходимо на повседневные траты - обеды, канцелярию для школы. Также нужно определить границы самостоятельности ребёнка. Первое время, пока он не научился обращаться с деньгами, можно ограничиться выдачей средств на самое необходимое, но со временем стоит передавать подростку больше ответственности - доверить самостоятельную оплату мобильной связи, одежды и прочего.

Определив минимальную сумму на необходимое, обсудите с ребёнком его финансовые цели - наверняка он хочет на что-то накопить. И выдавать карманные деньги стоит в сумме, которой хватит и на повседневные траты, и на формирование накоплений. Именно так подросток будет учиться управлению финансами, каждый день сталкиваясь с выбором: купить какую-нибудь приятную мелочь или отложить на свою цель.

Стоит ли контролировать траты

Как правило, основная причина, по которой родители не хотят давать детям деньги - страх, что они потратят их на «запрещенные вещи». У младших школьников это могут быть чипсы и газировка, у подростков и того хуже: сигареты и алкоголь.

Но лишая детей денег по этой причине, вы как будто сигнализируете им: «Я тебе не доверяю, ты не способен сделать правильный выбор». Разумеется, вы так не думаете и намерения у вас благие, но этого ребёнок пока оценить не может, он считывает это именно как недоверие. Поступая так, вы рискуете развить в ребенке низкую самооценку, которая приведёт к сложностям во взаимоотношениях с окружающим миром.

К тому же, недоверие практически перечеркивает идею научить ребенка самостоятельно обращаться с деньгами. Критика или строгий контроль над детскими тратами приводят к тому же результату. Увы, если ему очень захочется, подросток найдет способ попробовать что-либо «запрещенное», даже если у него вовсе не будет своих денег. А вот возможности научиться планировать свои расходы вы его лишите.

Так что вопрос о “нехороших тратах” стоит поднимать отдельно, объясняя, почему именно не стоит делать те или иные вещи и призывая ребёнка не делать плохого не потому, что вы запретили, а потому что ему самому это не выгодно.

Давать деньги детям нужно. Но не в качестве награды или «откупных». Пусть это будут небольшие суммы на маленькие радости. Ребенок получит свой первый, такой важный финансовый опыт. Ведь главное в карманных деньгах – не покрыть все запросы ребенка, а научить его правильно и рационально распоряжаться финансами, дать ему импульс для достижения богатства во взрослой жизни.

Хотите заняться финансовым воспитанием своего ребёнка? Узнайте, как это сделать, на Вашифинансы.рф
Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей»