На ту же тему:
Инфографика: за что можно и нельзя «платить» детям
Должны ли карманные деньги зависеть от оценок ребёнка?
Далеко не все дети любят учиться. У многих школьников достаточно низкая мотивация к получению знаний. Некоторые родители в такой ситуации начинают стимулировать детей денежными выплатами, выдавая некие суммы за «4» и «5». Но уместны ли товарно-денежные отношения в семье? Решает ли такой подход проблемы с мотивацией?
Учеба – это работа

Мамы и папы, которые выбирают «рыночные» отношения касательно школьных успехов, считают такой подход современным и экономически обоснованным. Ведь любой взрослый человек понимает, что главный стимул к работе – это зарплата. Особенно, когда работа сложная и не приносит душевного удовольствия. Для ребенка учеба – это тоже «работа». Впрочем, как и домашние обязанности. Так почему бы школьнику не получать достойное вознаграждение за свои труды?

У «товарно-денежного» воспитательного процесса есть ряд положительных аспектов: ребенок включается в экономические отношения, учится ценить деньги, которые достались ему с таким трудом.

Однако плюсы на этом заканчиваются. И при этом поднимаются более сложные вопросы:

  • Сколько нужно платить, чтобы ребенок захотел учиться?
  • Все ли пятерки стоят одинаково? Или за «отлично» по химии/физике/математике нужно платить больше?
  • Не ударят ли в итоге платежи по семейному бюджету?

К тому же детские аппетиты быстро растут, и на родителей могут посыпаться требования оплачивать достижения в спорте, вынесенный мусор и так далее. В такой атмосфере очень быстро формируется «рыночная» поведенческая модель, когда все продается и покупается. Но уместны ли подобные взаимоотношения в семье? Очевидно, что нет. Многие специалисты уверены: при денежном способе стимулирования неизбежно возникают негативные последствия.

Деньги искажают истинную мотивацию

Немецкий психолог Анреас Энгель считает, что материальное вознаграждение за школьные успехи или помощь по дому – это не метод воспитания, а прямая манипуляция ребенком. Еще один способ заставить чадо делать то, что удобно родителям, не беспокоясь о его внутренних стремлениях и желаниях. Такие взгляды могут показаться радикальными. Но сложно спорить с тем, что деньги – это внешний мотиватор, который исходит от родителей, а не из интересов и вовлеченности ребенка. А если у школьника нет внутреннего стремления к знаниям, как поступать мамам и папам, когда денежная мотивация перестанет работать?

Важно понимать, что детям нужен не сам результат (хорошая отметка-вознаграждение), а процесс: получение новых знаний, активное участие родителей, их внимание ко всем школьным событиям. «Откупаясь» от ребенка, вы лишаете его главного: вашего признания и поддержки. В «товарно-денежных» отношениях ребенок никогда не поймет, что учеба нужна не маме с папой, а ему самому. Для полноценного развития, формирования важных навыков, которые пригодятся в будущем.

В каких ситуациях возможен прагматичный подход к учебе

При всех отрицательных сторонах денежной мотивации, мудрые родители вполне могли бы найти «золотую середину». Мягко стимулируя ребенка и, в то же время, не искажая его нормальное понимание действительности. Если уж вы решили, что материальное вознаграждение уместно, соблюдайте несколько правил:

  • Не лишайте карманных денег вообще за плохие оценки. Пусть остается неприкосновенный минимум, который может быть увеличен.
  • Установите четкие критерии получения вознаграждений, но не вводите прямую плату: такая-то сумма за «4», такая за «5» и т.д. Лучше выплачивать «бонус» за четверть без троек, к примеру, или за средний балл 4,5.
  • Не отказывайте ребенку в помощи с домашними заданиями, аргументируя тем, что вы ему и так платите за оценки.
  • Не лишайте чадо моральных поощрений и похвал за учебу.

А в приоритете всегда должна оставаться ваша личная заинтересованность в школьных успехах. В ребенке нужно сформировать осознание, что учеба – его путь к счастливому будущему, материальному благополучию и успеху в обществе. Деньги могут быть лишь дополнительным стимулом для ребенка – не более того.

Что ребёнок должен знать о финансах? Читайте на Вашифинансы.рф
Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей»