Романтика олимпиад: учить физику с видом на вулкан
9 августа 2017

Победитель международной физической олимпиады Сергей Власенко о том, почему каждый из нас на самом деле подробно знает эту науку, как быть юным ученым и путешественником одновременно, и в каких преобразованиях нуждается современная школа, в специальном интервью для авторской колонки Дневник.ру на портале Newtonew.

Не зная физики, люди просто не смогли бы перемещаться

– На самом деле физика пригождается нам всем постоянно. Если бы мы не знали на интуитивном уровне, причем довольно подробно, такой ее раздел как механика, то просто не смогли бы перемещаться в пространстве и взаимодействовать с окружающим миром, – рассуждает выпускник воронежской школы №8 и фактически студент московского физтеха Сергей Власенко.

С двух лет Сергей познавал разные механизмы вместе с дедом-инженером. При общении с ним точные науки воспринимались естественно, доступно и интересно. Однако осознанно заниматься физикой парень начал только в 9 классе. И всего за несколько лет добился выдающихся результатов. Последний из них – золото на 48-й Международной физической олимпиаде, которая прошла в Индонезии в конце июля. Российскую сборную среди 400 школьников из 88 стран представляли пятеро ребят, каждый из которых удостоился золотой медали. Результат – лучший за всю историю участия нашей страны в этой олимпиаде.

– Сергей, поделись впечатлениями. Как можешь оценить уровень знаний наших ребят на фоне участников из других стран, организацию олимпиады, задания?

– Естественно, наш уровень подготовки относительно высокий. Достойные соперники — ребята из Китая и Японии. А, к примеру, американцы себя особо не проявляют.

Но стоит отметить, что в небольших странах результаты могут быть хуже не потому, что школьное образование там плохое, а потому, что гораздо проще пройти на международную олимпиаду из-за отсутствия конкуренции. Народ малочисленнее, соответственно, и меньше физико-математических школ. Также не везде есть достаточно хорошая система отбора и подготовки кандидатов в сборную, как в России.

Впечатления от олимпиады смешанные, так как были некоторые недочёты в организации, да и не все задачи мне понравились. Например, на Азиатской олимпиаде, которая проходила в мае этого года в Якутске (где Сергей завоевал «серебро» – прим. автора), на мой взгляд, они были интереснее.

Источник фото: Пресс-служба Министерства образования и науки России

– А отдохнуть-то хоть чуть-чуть получилось, с культурой Индонезии познакомиться?

– Отдыхать на олимпиадах невозможно: большое умственное и эмоциональное напряжение. Для подробного изучения культуры, людей было слишком мало времени. Но в общем, конечно, познакомился. Это круто, ведь билет на самолёт в эту страну стоит около 50 тысяч рублей. А нам все оплатило Министерство образования.

Особенно запомнился храм Боробудур и красивый парк вокруг него, раньше я никогда не видел таких древних сооружений. А еще из окна отеля вдалеке был виден вулкан.

Источник фото: Мое-онлайн

– То есть, можно сказать, благодаря физике ты еще и довольно часто путешествуешь по стране и миру? В мае – Якутия, в июле – Индонезия…

– В конце 2015 года я еще участвовал в Международной юниорской естественнонаучной олимпиаде. Она проходила в городе Тэгу в Южной Корее. В начале 2016 года в Международной Жаутыковской олимпиаде в городе Алма-Ата, Казахстан.

Многое из того, что я учу, вообще не нужно на олимпиадах

– На этих олимпиадах ты тоже завоевал золотые медали. Как приходят к таким успехам, наверное, готовился днями и ночами?

– Не могу сказать, что подготовка занимала много времени. Значительную его часть я занимался просто для себя, не для побед на олимпиадах. Многое из того, что я учу, на них совсем не пригождается. А вообще на самостоятельные занятия у меня может уходить несколько часов, иногда и весь день.

Решаю задачи разных олимпиад прошлых лет, изучаю непонятные темы, читаю учебники (в основном, Сивухина) и материалы по ним в интернете. Иногда обращался к своим учителям по физике и математике, когда возникали затруднения. Дополнительно занимался в онлайн-школе. А когда стал кандидатом на участие в международной олимпиаде, помимо отбора у нас была подготовка: лекции, тренировочные теоретические и экспериментальные туры олимпиад.

Самое интересное в мозге – никто не знает, как он работает

– Не мешала ли такая интенсивная работа по физике успевать по другим предметам в школе?

– Учёбе это не мешало, поскольку 11 класс – сплошное повторение уже пройденного в предыдущие годы. Окончил школу с одной четвёркой по биологии. ЕГЭ по русскому языку написал на 98 баллов.

– А как же извечный спор физиков и лириков?

– Часто физики прекрасно поют, играют на инструментах, читают стихи. Мы все знаем команду МФТИ, успешно играющую в КВН. Мне кажется, лирики чаще далеки от точных наук.

Если говорить конкретно обо мне, то помимо физики, математики и информатики мне также нравится биология, химия. Для укрепления здоровья, повышения общего тонуса и смены деятельности я занимаюсь спортом. Будущее хочу связать с наукой, изучать работу мозга с технической и математической сторон. Ведь самое интересное, что никто не знает, как именно наш мозг работает. Механизмы обучения, памяти, распознавания образов, мышления довольно плохо изучены.

Школам нужен креатив, интерактив и реактив

– А механизмы обучения в современных школах как ты оцениваешь? Что помогло бы улучшить нашу систему образования?

– Преподавание в простых школах, к сожалению, ограничено рамками программы и должно быть рассчитано на среднестатистического ученика. Времени на что-то дополнительное у учителей остаётся немного. Да ещё и учеников в классах сейчас должно быть не менее 30. Так что можно только посочувствовать нашим педагогам.

На мой взгляд, оптимальное количество учеников в классах должно быть 20-23, чтобы восстановить индивидуальный подход. Учителя должны быть людьми творческими, креативными, уметь заинтересовать в предмете. Здорово применять интерактивные технологии. В нашей школе, например, пользовались электронными журналами в системе Дневник.ру. Это удобно. Правда, учителя параллельно заполняли и обычный журнал. А хорошо бы оставить только электронный. Необходимо также приобретать оборудование, а для химии ещё и реактивы, чтобы проводить экспериментальные работы. Ну и не копировать западные и американские образцы, так как ментальность разная.

– Напоследок, небольшой блиц-опрос. Назови фильмы и книги, которые повлияли на тебя и, возможно, помогут другим полюбить физику.

– Я практически не читаю научно-популярную литературу. Любовь к любой науке потому и любовь, что приходит как-то сама на уровне свободного восприятия. Мой уровень всего лишь немного выше школьного, но интересуют учебники таких авторов-учёных как Сивухин, Ландау, Лившиц, Фейнман. Увлечь и заинтересовать, пожалуй, могут документальные фильмы и книги о жизни Никола Тесла, Льва Ландау, Петра Капицы.