Как погрузить ребенка в процесс обучения?
7 марта 2018

Метод погружения или концентрированное обучение – это особенная технология организации учебной деятельности, в которой учащийся получает возможность изучения предмета на максимально глубоком уровне. Метод получил признание во многих школах мира. Его суть в отказе от дробления учебных дисциплин и установки на произвольное их изучение в пользу создания условий постоянного контакта с изучаемым предметом, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Основная нагрузка в методе уделяется применению полученных знаний на практике.

Метод погружения на практике

Метод хорошо зарекомендовал себя в изучении естественных наук, однако положительные результаты его применения отмечают и в других областях. Например, в шахматах (уроки которых, по словам главы Минобрнауки Ольги Васильевой, должны появиться в ближайшие два года в расписании российских школьников начальных классов).

Уже на протяжении пяти лет Русская Шахматная Школа использует погружение в обучении. В программе шахматных сборов (от трех до десяти дней) ребенок попадает в условия, в которых теоретические и практические занятия шахматами перестают быть чем-то отдельным, навязанным и неинтересным, а превращаются в часть жизни и приобретают для него особый, личностный смысл. За счет погружения в предмет ученик получает возможность немедленно применить полученные знания на практике в различных сферах деятельности – играх, общении, досуге. Решая новые задачи (в рамках игр, квестов, мини-соревнований), учащийся не должен прилагать специальные усилия, стремясь запомнить учебный материал. Необходимые шахматные знания накапливаются непроизвольно и становятся средством, а не самоцелью для ребенка. Цель – учиться – создается за счет конкретной деятельности, становится личностно значимой и рождает искреннюю заинтересованность. Так, например, решая головоломку в квесте, ребенок должен самостоятельно «придумать» новый шахматный дебют, разобравшись, чем «Шотландский гамбит» отличается от «Славянского гамбита». Готовясь к партии по рапиду, самостоятельно составить себе оптимальное меню, способствующее лучшему процессу мышления. При погружении отсутствует разделение между учебным и не учебным процессом и, благодаря этому, у учащегося возникает чувство свободы, которое раскрывает его внутренний потенциал и возможности. Обучение шахматам превращается в одно большое приключение, оно не воспринимается, как тяжелый труд, и вызывает огромное количество положительных эмоций.

Роль педагога и коллектива в обучении

Особая роль в методике погружения принадлежит педагогу. Именно он, как главный дирижер происходящего, организует своевременное и уместное получение знаний, учитывая готовность и возможности каждого. Кроме преподавателя огромный вклад в стимулирование к обучению вносят другие ученики. Группа, которая становится командой, коллективом друзей. Это помогает каждому ребенку удерживать энергетический стимул, который ведет к усиленному обучению. Также важно отметить, что продуктивным метод делает и состояние легкости, внутреннего раскрепощения ребенка. Находясь в дружественной, веселой обстановке, он гораздо охотнее включается в новые, интересные ему задачи. Такой способ обучения подходит для всех возрастов.

Основные рычаги подхода:

  • изменение цели обучения (от заучивания материала к решению конкретных задач);
  • усиление учебной мотивации за счет включения учебного материала в решения конкретных игровых и деловых задач.

Повышенный положительный эмоциональный фон создает продуктивные условия для оптимизации работы мышления и памяти, что помогает ребенку эффективно использовать знания из прошлого опыта в новой ситуации.