Как привести образовательный стартап к успеху?
14 ноября 2017

Наверняка каждый хоть раз задумывался, как сделать образование в России лучше? Возможно, эти идеи даже были перспективными, но так и остались на уровне фантазий. Ведь путь от отличной инициативы до успешно работающего проекта долог и непрост. Как его пройти и не «перегореть», Дневник.ру рассказал в своей авторской колонке на образовательном портале Newtonew. 

Бумага отчетов не стерпит

Сегодня при помощи цифровой образовательной платформы «Дневник.ру» многие школы России полностью отказались от бумажных журналов. Но к таким результатам проект шел почти 10 лет. Поначалу в регионах с недоверием относились к неизвестной частной компании.

«На протяжении нескольких лет мы выстраивали диалог на местах, проводили обучение, вебинары, демонстрировали положительный опыт других регионов. Но росли медленно, на 20-25% в год. И только 3 года назад, когда нашли нужную модель работы, эти показатели увеличились вдвое», – поделился генеральный директор компании «Дневник.ру» Гавриил Леви в ходе выступления на конференции «Национальная технологическая революция 20.35», которая прошла 7-8 ноября в Санкт-Петербурге.

Нужная модель заключалась в государственно-частном партнерстве. Регионы получают от компании бесплатное программное обеспечение в сфере образования в рамках долгосрочного инвестиционного контракта. Это позволяет им экономить госбюджет и направлять высвободившиеся средства на другие расходы. Например, на покупку компьютеров для школ или обучение педагогов. А инвестор оставляет за собой возможность развивать систему и монетизировать её за счет рекламы и дополнительных коммерческих сервисов, которые по желанию могут подключить пользователи.

Первым в перспективу такого формата поверило Правительство Московской области, которое в 2015 году совместно с ПАО «Ростелеком» запустило на базе продуктов компании «Дневник.ру» «Школьный портал» для образовательных организаций региона.  

«В прошлом году все школы Подмосковья полностью перешли на электронные журналы. А в этом посещаемость «Школьного портала» выросла в 3 раза, до 34 млн визитов в месяц. Этот пример стал показательным и для других областей. Сегодня по инвестиционной модели с нами работают уже 6 регионов», – отметил Гавриил Леви.

 

Главная задача проекта – полностью перевести все школы, подключенные к платформе, на электронный формат. Это поможет педагогам избавиться от бесконечных отчетов и уделять больше времени ученикам, а также решит проблему цифрового неравенства между образовательными организациями разных уровней. Тогда в систему можно будет внедрить еще больше полезного контента. 

От платформы «Силикатная» до сельской глубинки

Еще один стартап «Учитель для России», реализованный по модели государственно-частного партнерства, представила его участница Мария Зайцева. Программа помогает педагогам и другим инициативным людям устроиться на работу в «сложные» школы в депрессивных районах, на окраинах, в селах. За это первые два года участники получают стипендию в размере 35 тысяч рублей и педагогическое образование на базе Высшей школы экономики.

В мире давно существует похожая программа «Teach For All», но для внедрения ее в России необходимо было учесть множество нюансов, характерных именно для нашей системы образования.

«Когда работаешь в школе в районе платформы «Силикатная» с неблагополучными подростками, сорваться и бросить все очень легко, – признается Мария Зайцева. – Ведь поначалу они проверяют тебя на прочность, срывают уроки. Но если заставить их поверить тебе, суметь увлечь, лед обязательно тронется. Например, вы видите, что ребенку интересна мистика, поручите ему подготовить проект по творчеству Гоголя. И он по-новому откроет для себя литературу! Подобных приемов масса. Главное – пробовать».

Зачастую участников программы не принимали и сами учителя, недоумевая, с какой стати люди без педагогического опыта приехали учить не только детей, но и их, да ещё за «такие деньги»! 

К слову, стипендия для переехавших в сельскую местность из крупных городов была придумана неспроста. Людям, оставившим хорошо оплачиваемую работу, было сложно привыкнуть к зарплате в 7 тысяч рублей. А доплата за участие в проекте позволяет снять жилье, обустроиться и не так сильно ощущать разницу с предыдущим заработком. 

«Многие участники программы были слишком инициативными, пытались объяснить местным учителям, что их методы устарели и нужно внедрять новые. Это было ошибкой. Ведь каждому есть, чему поучиться друг у друга. Поэтому важно грамотно выстраивать коммуникацию с коллегами», – подчеркнула Мария Зайцева.

Справляться с рутиной, особенно педагогам-новичкам, помогал электронный дневник. Благодаря которому экономилось время на подготовку к урокам, что поначалу делать было довольно сложно. Это сегодня у Марии она занимает около 30 минут, а в первый год учительница тратила на каждое занятие по 1,5 часа.

«Вместе со мной на проект пришло 48 человек, 14 ребят отсеялось на начальном этапе. Радует, что после двух лет работы абсолютно все остались в образовании. Часть ушла в другие профильные структуры, кто-то стал коучем, а большинство, 28 человек, продолжили преподавать в школах. Мы повысили успеваемость, наши дети стали ездить на олимпиады и побеждать в них», – радуется Мария Зайцева.

Из области фантастики

Для проекта ТРИК по созданию робототехнических конструкторов для образования и творчества повышение успеваемости – не главная задача. Он призван помочь детям понять прикладную сторону таких предметов, как математика, физика и информатика.   

«К созданию проекта нас подтолкнул очень низкий уровень подготовки абитуриентов, – поясняет старший преподаватель кафедры кибернетики СПбГУ Роман Лучин. – Чтобы решить проблему, необходимо учить детей основам робототехники со школы. Причем на реальных примерах. Для этого мы сделали мозг для роботов, к которым есть визуальная среда программирования. Пример – наш акселерометр. Меняем угол наклона прибора и видим смену его цвета. Визуализация помогает лучше понять формулу расчета угла в прямоугольном треугольнике, и где ее можно применить».

Однако сегодня существуют образовательные стандарты, которые не позволяют внедрить подобные ноу-хау в каждой школе. Поэтому пока основатели проекта работают с отдельными учебными заведениями, но надежды выйти на более масштабный уровень не теряют. Поддерживают проведение бесплатных курсов по робототехнике для педагогов и олимпиад для школьников.

«Представьте, что в 85-м году, когда в школах вводился предмет «Информатика», вы бы сказали будущему бухгалтеру, что через 15 лет его на работу не возьмут, если он не будет владеть компьютером. Он бы не поверил в это! То же самое сейчас происходит в области персональной робототехники. Это просто вопрос времени», –отметил Роман Лучин.

Как повысить шансы стартапа на успех?

Лайфхаки от модератора дискуссии, директора конкурса инноваций в образовании (КИвО) Дианы Королевой

  • «Один в поле не воин» – у команды из нескольких участников вероятность успеха выше.
  • Лучше, если коллектив неоднородный, в нем задействованы люди из разных сфер.
  • В хорошей команде обязательно есть предприниматель, а не только идеологи.
  • Наличие выпускников ведущих университетов сопутствует развитию в правильном направлении.
  • Сайт помогает повысить авторитет компании в глазах аудитории.
  • Если у проекта есть ментор, команда всегда будет в тонусе, ведь перед ним надо систематически отчитываться.
  • Прохождение курсов, участие в мероприятиях и конкурсах, зарубежный опыт повысят значимость проекта на рынке.