Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру» провела исследование о Едином государственном экзамене, в котором приняли участие 5,3 тыс. учеников 11 классов, их учителей и родителей. Как показали результаты, лишь четверть педагогов и родителей в среднем поддерживают отмену ЕГЭ, остальные не хотят этого.
Однако 41% учителей считают, что необходима незначительная коррекция формата экзамена, а 21% настаивают на значительных изменениях. Полностью удовлетворены ЕГЭ — 12% педагогов.
Родители больше всего ценят свободу выбора — 31% высказались за то, чтобы дети могли сами решать, что им сдавать: ЕГЭ или экзамены по билетам. При этом 19% считают единый госэкзамен оптимальной формой контроля знаний. В необходимости корректировок нынешнего формата убеждены 24% родителей и 28% школьников, а 31% одиннадцатиклассников интересно было бы посмотреть на альтернативный вариант ЕГЭ, однако предложений по оптимальному формату на замену у них нет. Текущая форма экзамена полностью устраивает 14% учеников.
В топ-3 главных сложностей, связанных с подготовкой к ЕГЭ, школьники отметили: большие объемы материала, высокую нервозность и постоянный стресс, а также нехватку времени. Так, подавляющему большинству учеников (84%) сложно усваивать материал на занятиях по подготовке к ЕГЭ. При этом 34% одиннадцатиклассников убеждены, что могли бы эффективнее готовиться к ЕГЭ, если бы им удалось соблюсти баланс между интенсивными занятиями и отдыхом.
Учителя (39%) подтверждают, что нагрузка высокая. Приемлемым уровень сложности назвали 34% педагогов, при этом отметив, что некоторым детям все же нелегко справляться.
Среди аспектов, вызывающих наибольшие трудности в ходе подготовки к ЕГЭ, 25% учителей назвали низкую учебную мотивацию учеников, вызванную ориентацией исключительно на сдачу экзамена, повышенный стресс выпускников и педагогов перед ЕГЭ (20%) и нарушение целостности образовательного процесса (17%). Кроме того, 57% педагогов признались, что им не хватает времени на то, чтобы качественно подготовить каждого ученика к ЕГЭ.
Родители больше всего обеспокоены высоким уровнем стресса у детей из-за ЕГЭ (39%) и отрицательным влиянием экзамена на общее качество образования (34%).
Директор по развитию Дневник.ру Юрий Бойко:
«Несмотря на озвученные респондентами минусы ЕГЭ, больше половины учителей (72%) и родителей (56%) относятся к нему положительно либо нейтрально. Вероятно, плюсы формата для них перевешивают минусы. Так, самый популярный аргумент в пользу ЕГЭ у 45% взрослых участников опроса — возможность поступления ребенка в любой вуз России, независимо от места проживания. Для респондентов также важно, что при текущем формате действуют единые стандарты оценки и отсутствует субъективизм. У школьников, напротив, преобладает негативное отношение к экзамену (60%). Полагаю, из-за стресса и усталости им сложно рассуждать о плюсах. Кроме того, многие ученики не доверяют оценке результатов — абсолютно не сомневаются в ее справедливости только 14%».
В пятерке предметов, которые школьники планируют сдавать (помимо обязательных русского языка и базовой математики): профильная математика, обществознание, биология, информатика и физика. Наибольший упор при подготовке они делают на точные и технические предметы (32%), потому что они важны при поступлении (69%). Больше всего одиннадцатиклассники боятся сдавать русский язык, математику и обществознание.
Выпускники готовятся к ЕГЭ ежедневно — 88% тратят больше 1 часа, при этом 25% из них занимаются подготовкой практически постоянно. Лишь немногие работают самостоятельно, 65% регулярно готовятся к ЕГЭ с репетитором.
40% учителей не занимаются частным репетиторством по подготовке школьников к ЕГЭ, при этом 29% иногда помогают ученикам бесплатно по своей инициативе. Индивидуально или в группах на коммерческой основе к экзамену готовят 32%.
Большинство (73%) учителей рассказали, что в их школах системно организуют практикумы по подготовке к ЕГЭ. По наблюдениям 53% педагогов, ученики регулярно посещают такие консультации, 27% отметили, что дети приходят на них по необходимости.
В среднем большинство всех респондентов (80-90%) ожидают результаты ЕГЭ на уровне от 60 баллов и выше. При этом родители более позитивно смотрят на возможности детей, тогда как учителя, оценивая уровень знаний в общем по классу, дают менее оптимистичные прогнозы. Ученики осознают риски, но всё же чуть больше верят в себя, чем их педагоги.
Несмотря на определённое недовольство и стресс, связанные с ЕГЭ, большинство родителей и учителей видят в нём важный инструмент для поступления и объективной оценки знаний. Однако исследование подтверждает необходимость доработок системы, чтобы снизить нагрузку на школьников и повысить эффективность подготовки.
С подробными результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.