Почему важно выставлять оценки в электронный журнал?
23 ноября 2016

Электронные дневники используют практически во всех развитых странах мира: это помогает экономить время и ресурсы учителя, снижает риск ошибок, позволяет родителям эффективнее контролировать успеваемость детей. Но многие школы России по-прежнему используют бумажный журнал, а те, кто все-таки перешёл на электронный, зачастую ведут его недостаточно прилежно. Учителя либо не выставляют оценки в электронный журнал вообще, либо выставляют их не в полном объёме.

Почему так происходит?

Объективных причин здесь несколько:

  1. Отсутствие технического оснащения. Во многих школах, особенно, в небольших городах и поселениях, учебные кабинеты не оборудованы всем необходимым: нет компьютеров и интернета. У учителей просто нет возможности заполнять электронный журнал в рабочее время, а делать это из дома нет мотивации и времени.
  2. Низкий уровень компьютерной грамотности. Работа с электронным журналом требует определенного уровня знаний в области ИКТ. Учителям, особенно преклонного возраста, бывает очень нелегко освоить новые технологии, и они продолжают вести привычный традиционный бумажный журнал.
  3. Низкая мотивация. Учителя и директора школ всё еще не понимают, для чего переходить на электронный документооборот, если есть обычный бумажный журнал.

Однако технологии стремительно идут вперед, и рано или поздно все школы страны перейдут на электронные дневники, а бумажный — полностью уйдет в прошлое. Так что приспосабливаться к новым реалиям лучше начать уже сейчас.

Почему так важно выставлять оценки в электронный журнал?

  1. Прозрачность образовательного процесса. В детстве мы могли вырывать страницы из дневника, чтобы скрыть плохую оценку, некоторые даже вели по два дневника (один — для школы, а другой — для демонстрации родителям). В результате на родительском собрании родители порой бывали шокированы, когда узнавали о двойках, которые ребёнок скрыл. Оценки в электронном дневнике скрыть нельзя. Это значит, что родители будут в курсе всех оценок, а учителя будут избавлены от необходимости объясняться перед ними за те или иные отметки.
  2. Оперативное взаимодействие с родителями. В электронном дневнике есть вся информация об успеваемости: оценки, прогулы, домашнее задание. Родителям больше не нужно звонить классному руководителю, чтобы узнать, что задано, или проверить, был ли ребёнок в школе. Кроме того, учитель может видеть, сколько раз родитель ученика заходил в дневник и смотрел оценки, и сделать вывод, насколько он беспокоится об успеваемости ребёнка.
  3. Сокращение рабочего времени учителя. Если учитель прилежно заполняет электронный журнал в течение года, ему не нужно будет тратить время на составление отчетов. В системе отчёт будет сформирован автоматически, причем, это касается не только учителей-предметников и классных руководителей, но и администрации школ. Согласно исследованию, проведенному Дневник.ру, ведение электронного журнала вместо бумажного на 30% экономит рабочее время учителя и позволяет ему тратить на 40% меньше времени на подготовку отчётности.
  4. Рост успеваемости. Школы, которые активно используют электронный журнал, отмечают, что ученики становятся более прилежными: они пропускают меньше занятий, потому что знают, что родители узнают об этом в тот же вечер, реже приходят в класс без домашней работы, потому что уже нельзя сослаться на то, что ты забыл её записать. Плохие оценки больше нельзя скрыть, и дети стремятся их не получать.

Учитель — человек, который должен заряжать детей своим примером. Отказываясь от повышения своего уровня компьютерной грамотности и ведения электронного журнала, учителя отдаляются от учеников, которые выросли в цифровом мире и не представляют своей жизни без него, а значит, теряют в их глазах часть своего авторитета.

О том, как полностью отказаться от ведения бумажного журнала, читайте здесь.

За помощь в подготовке материала благодарим заслуженного учителя Российской Федерации и Республики Башкортостан, Отличника Просвещения РСФСР, руководителя ассоциации учителей физики Республики Башкортостан, директора МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак Республики Башкортостан Рифа Рахимовича Тажиева.