Проектно-исследовательская деятельность – что это и зачем?
13 декабря 2017

На этот вопрос Дневник.ру попросил ответить ведущего тьютора глобальной школьной лаборатории ГлобалЛаб, педагога, автора более 250 исследовательских проектов Яну Злочевскую. И вот что она нам рассказала.

 «Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее», – так писала в своей статье Евгения Семёновна Полат, крупный советский и российский педагог.

Мне же кажется, что данное наблюдение опытного педагога основано на одной из важнейших потребностей ребёнка – потребности в познании, изучении мира. Видимо, хорошо это понимают писатели, недаром в самых интересных детских книгах юные герои обязательно отправляются исследовать мир и искать приключения. Муми-тролль и Рони дочь разбойника, Каролина и Лесли Бёрк, героиня «Моста в Терабитию»… Все они – открыватели мира, такие близкие сердцу читателей-детей.

Самое главное в ребёнке — это его любознательность, желание всё увидеть и потрогать, самостоятельно изучить и проверить. И тем, кто воспитывает и обучает детей, важно суметь придать этой поисковой деятельности правильные рамки. В школе реализация такой задачи возложена на особую педагогическую технологию – проектно-исследовательский метод.

Эта технология предполагает решение детьми исследовательских и творческих задач с опорой на современные научные знания и с использованием общеизвестного пути научного познания. Учитель становится организатором познавательной деятельности, научным руководителем, который не подавляет, а только направляет самостоятельную работу ребёнка или группы детей. Такое взаимодействие позволяет ребёнку в полной мере проявиться творчески, раскрыть свой потенциал.

Обычно в результате проектной деятельности появляется новый продукт: творческий, информационный, бытовой, социальный. Он создан для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.

Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность создаёт условия, которые развивают познавательный интерес ребёнка, побуждают его самостоятельно искать информацию в различных источниках. Знания при этом перестают быть самоцелью, их смысл выходит за рамки успешного выполнения теста, получения высокой отметки. Знания начинают использоваться по их прямому назначению: для решения познавательных задач. При работе в группе, при общении с руководителем проекта развиваются коммуникативные навыки, мышление.

Почему так важна именно эта педагогическая технология в современном мире? Видимо, потому что сегодня задача образования и обучения не в том, чтобы человека сделать ещё умнее, «добавить» ему знаний, а в том, чтобы дать инструменты использования его ума, научить ставить конкретные и корректные вопросы и выбирать правильный путь для их решения.

Как правило, работа над проектом начинается с обозначения проблемы, определения целей и задач, подготовки и планирования. Далее происходит сбор информации, анализ, обсуждение собранных данных, выдвижение идей, проведение экспериментов и т.п. Затем необходимо оформить проект. Один из важных этапов – подведение итогов и представление результатов работы общественности, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Так рождается и живёт настоящий исследовательский проект.

Понятно, что педагогам, детям и их родителям сложно создать свой проект «с нуля». Хорошо бы, прежде чем приступить к самостоятельной работе над ним, научиться основным приёмам, узнать, что такое гипотеза и протокол, как грамотно собрать информацию, как организовать анкетирование и сбор данных. Интересно, что в современном мире уже можно этому научиться, даже есть специальные курсы, пройдя которые, вы не только научитесь разрабатывать проекты, но и сможете опубликовать своё собственное онлайн-исследование, сделанное по всем законам жанра.

Такую возможность детям и их родителям предоставляет среда сетевого взаимодействия ГлобалЛаб и кружок «Учимся делать проекты». Каждые две недели в кружок набирают новую группу будущих исследователей и учёных, а выпускники получают возможность публикации их работы и конечно сертификат настоящего исследователя и мастера проектной деятельности. А для педагогов в той же среде ГлобалЛаб «работает» курс повышения квалификации «Проектно-исследовательская деятельность на уроке». Так что специалистами в проектно-исследовательской деятельности могут стать все – и дети, и педагоги, и даже родители, если они этого хотят.