Какой он – идеальный учитель? Нестор Петрович из «Большой перемены»? Или та самая «Дорогая Елена Сергеевна»? А может, все современные школьники мечтают о мудром Дамблдоре в роли учителя? Или все эти примеры из кино и литературы безнадёжно устарели и наша современность диктует совершенно другой образ учителя?
Так какой же он – идеальный учитель современности? Чтобы это узнать, профильные ресурсы ucheba.ru и dnevnik.ru решили объединить усилия и провести глобальный опрос среди московских школьников и их родителей. Всего в опросе поучаствовало 1412 родителей и 4069 детей, которым задали 9 вопросов, так или иначе связанных с образом учителя: возраст, образование, черты характера, знания и т.д. Забегая вперёд, скажем, что результаты получились довольно неожиданными. Но обо всём по порядку.
Сколько ему лет?
Идеальным возрастом для идеального учителя большинство родителей и школьников назвали интервал от 30 до 45 лет. Не такого почтенного возраста, чтобы быть в отрыве от интересов детей, но и достаточно зрелый, чтобы быть опытным и сосредоточенным на работе. У школьников на втором месте оказались молодые специалисты от 20 до 30 лет – их выбрали 28% детей.
Идеальный возраст для учителя?
Насколько он образован?
Большинство родителей (59%) назвало достаточным уровнем образования для учителя высшее специальное образование, а вот учёная степень, по мнению взрослых, учителю совершенно ни к чему – за неё проголосовало только 8% опрошенных. Немного голосов учителя-профессора получили и у школьников – всего 14%.
Какое образование должно быть у идеального учителя?
Главное, чтобы костюмчик сидел?
Почему-то казалось, что большинство школьников мечтают о том, чтобы их учитель выглядел модно и расслаблено, а родители не видят учителей ни в чем, кроме строгого костюма. И если с родителями мы угадали, то больше половины детей заявило, что им совершенно не важно, как одет учитель. С ними согласились и 31% взрослых.
Как должен быть одет идеальный учитель?
Должен ли учитель быть технически подкованным?
Современный человек не может называться грамотным, если он технически не подкован. По крайней мере так считает большинство опрошенных нами школьников и их родителей. По их мнению, учитель должен разбираться в современных технологиях и применять их на уроках. Что ж, вполне справедливое утверждение, всё-таки XXI век на дворе.
Должен ли учитель быть технически грамотным, использовать на уроке возможности современных технологий?
На гребне волны
Ответы наших респондентов на вопрос «Должен ли учитель быть в курсе современных трендов» оказались вполне предсказуемыми. Большинство родителей и школьников ответили, что современный учитель должен знать, чем интересуется молодое поколение. Однако число ответивших отрицательно на этот вопрос больше среди школьников, чем среди взрослых. Парадокс.
Должен ли учитель быть в курсе современных трендов?
Есть контакт?
Как родители, так и школьники считают, что соцсети не оказывают влияние на работу педагогов. Большинство из опрашиваемых заявило, что решение о том, пользоваться или не пользоваться социальными сетями – личное дело учителя.
Должен ли учитель пользоваться соцсетями?
Характерные черты
От вопросов о внешнем виде и модных тенденциях мы перешли к вопросам о самом главном. Первый из них – какими чертами характера должен обладать учитель в первую очередь?
Странно, но ни школьников, ни родителей не заинтересовала такая черта, как любовь к своему предмету. Большинство родителей (43%) назвали основными чертами активность и умение вдохновлять, а вот мнение школьников не было столь однозначно. Наиболее важным для учителя они назвали отзывчивость и любовь к детям (39%), а вот активность как черта характера заняла второе место (35%). Оно и понятно – кому ж не хочется, чтобы тебя любили?
Какими чертами характера должен обладать учитель в первую очередь?
Что же важнее всего?
Последний вопрос – что важнее всего в работе учителя? Среди списка компетенций знание предмета выделяют всего 18% родителей, а вот ученики оказались более требовательны – именно это назвали самым важным 27% детей. Напомним, что в списке черт учителя любовь к своему предмету набрала так же мало голосов.
Но что не может не радовать – в самом важном вопросе мнения родителей и детей оказались практически идентичны. 49% школьников и 51% родителей назвали самым важным понимание психологии детей.
Что в работе учителя вы считаете наиболее важным?
Существует ли идеальный учитель?
Последний вопрос, который мы задали нашим респондентам – был ли в вашей жизни учитель, которого вы можете назвать идеальным? Подавляющее большинство родителей, и детей ответило, что они знают такого. Ну что ж, остаётся только порадоваться.
Был ли в вашей жизни учитель, которого вы можете назвать идеальным?
Портрет идеального учителя
Результаты, если честно, нас удивили. Выяснилось, что по основным моментам мнение школьников и их родителей совпадает, а во многих вопросах дети и вовсе оказываются консервативнее своих родителей! Может, это примета времени, а может, проблема отцов и детей сильно преувеличена?
А что же школы?
Уже около 5 лет столичное образование меняется: преподавательский состав омолаживается, и даже учителей-старожилов школы уже научили готовить компьютерные презентации и работать с электронными учебниками и дневниками. Одно из двух – либо тренды в развитии образования предвосхитили общественный запрос, либо общественное мнение стало меняться вслед за внедрением изменений. Это единодушие не может не радовать, однако активный диалог между всеми участвующими сторонами – школьниками, родителями и учительским составом – даст ещё больше результатов.