3 простых способа мотивировать ребёнка к учёбе с помощью электронного дневника
20 марта 2018

Одна из сложнейших задач во взаимоотношениях родителей с ребёнком – не заставить, а мотивировать его что-то сделать. Однако не все папы и мамы задумываются об этом, полагая, что только жёсткий контроль поможет их детям.

Если ввести в поисковик фразу «как заставить ребёнка», то самые популярные вопросы, которые он автоматически добавит, будут начинаться со слова «учиться». Как же сделать так, чтобы школьника не приходилось к этому принуждать, но уроки он всё-таки делал, да ещё и с энтузиазмом?  

Развивать самостоятельность

Важно позволять ребёнку самому делать решающие шаги. Например, приготовить ужин по особому рецепту или искупать собаку после прогулки в дождливый день. Такие ситуации надо создавать чаще, чтобы дети чувствовали – родители им доверяют. Прибавьте к этому эмоции, которые ребёнок испытывает, когда самостоятельно с чем-то справляется, и получится готовая мотивационная формула.

Она хорошо работает и в учёбе. Не стоит мучать детей вопросами о том, что им задали, если родители сами могут посмотреть это в электронном дневнике в любой момент. У ребёнка пропадает раздражающий фактор под названием «меня постоянно контролируют», в то же время он прекрасно осознаёт, что мама и папа и так знают, что за уравнения ему сегодня надо решить по алгебре, и какой параграф выучить по истории. Поэтому лучше сделать «домашку», не дожидаясь утомительных вопросов.

Самостоятельность у ребёнка можно развивать и в период карантинов. Преподаватель математики Республиканского физико-математического лицея-интерната Нелли Маргиева поделилась, что в это время с помощью электронного дневника отправляет учащимся ссылки на видео с объяснениями новых тем.

«Учитель может сам записать видео или сделать подборку. В нашей школе это активно практикуется. В Дневник.ру мы выкладываем ролики на 10-15 минут, и ребенок может посмотреть и самостоятельно пройти тему», – рассказала педагог.

Проявлять внимательное участие и заботу

Известный психолог Михаил Лабковский советует: «Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учёбе вообще».

Еще с советских времен наши родители ориентированы на оценки. Однако большее внимание стоит уделять не баллам, а причинам их появления в школьном дневнике.

«Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?". И это правильно», – вспоминает Михаил Лабковский.

Речь не идет о том, чтобы совсем не следить за успеваемостью детей. Важно делать это правильно. К примеру, вместо того, чтобы сразу ругать ребёнка за плохую оценку по контрольной, можно узнать, как её написали другие ученики в классе. И выяснится, что большинство справилось с ней на таком же уровне. Ведь в этот день рядом со школой ремонтировали дорогу, и за окном стоял такой шум, что никто не смог сконцентрироваться на задании.

 «С помощью электронного дневника всегда можно написать сообщение учителю и уточнить, действительно ли ваш ребёнок слабее всех справился с контрольной? Какую тему ему стоит подтянуть? В Дневник.ру есть дополнительное приложение «Аналитика оценок» для школьников и родителей, с помощью которого найти ответы на эти вопросы можно самостоятельно», – советует Любовь Николаева, директор по коммерческим сервисам Дневник.ру.

Сервис можно подключить по желанию за небольшую плату. Он позволяет узнать рейтинг ученика в классе и сравнить его успеваемость с одноклассниками. Родитель может кликнуть на конкретную отметку по любому предмету и получить наглядную информацию, за какую работу она получена (опрос на уроке, контрольная или самостоятельная), сколько учеников выполняло задание, и какова успеваемость в целом по классу.

«Я как член родительского комитета всегда интересовалась успеваемостью в классе и часто звонила учителю, чтобы узнать, как дети написали контрольную или диктант. А теперь могу сама посмотреть, какова общая картина с помощью приложения "Аналитика оценок"», – рассказывает мама учеников школы №9 (г. Усть-Илимск) Алёна Назарова.

Сравнение среднего балла ученика со средним баллом всего класса 

Приложение доступно как в веб-версии, так и через AppStore и GooglePlay для смартфонов. Оно не является обязательным, поскольку реализовано как дополнительный сервис, который позволяет частной компании «Дневник.ру» возвращать вложенные в создание и развитие цифровой образовательной платформы средства (напомним, что Дневник.ру не получает никакого финансирования из федерального или регионального бюджетов на свой проект). Основной функционал системы (оценки, расписание, задания и прочее в web-версии) доступен пользователям бесплатно. Больше информации о приложении «Аналитика оценок» можно найти здесь.

В последнее время интерес родителей к подробной аналитике успеваемости детей растёт. Только с начала 2018 года количество пользователей приложения увеличилось почти на 100 тысяч человек.

Анализ успеваемости полезен и для самих школьников. Он помогает создать атмосферу здоровой конкуренции, мотивирует учеников улучшать свои результаты.

«Мои дети тоже подписаны на "Аналитику оценок", это их очень стимулирует. Каждый день смотрят, какой у них рейтинг в классе. Переживают, если рейтинг снижается, и исправляют плохие оценки. Перед окончанием четверти это особенно полезно», – делится Татьяна Каримуллина, мама учеников гимназии №1 им. АА. Иноземцева (г. Братск).

Рейтинг в классе анонимный, но позволяет увидеть своё место в общей картине

Получать удовольствие от внеучебных побед

Ребёнку важно быть в чём-то лучшим, чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию. Не обязательно по школьным предметам. В спорте, музыке, танцах или игре с папой в шахматы.  

Поощрять интересы детей можно и с помощью электронного дневника. Сегодня он не просто дублирует бумажный, а позволяет, например, участвовать в массе конкурсов.

«На нашем сайте есть специальный раздел «Конкурсы», в которых бесплатно может поучаствовать каждый. Это реальная возможность для школьников проявить себя и свои творческие способности, посмотреть на работы других детей и выиграть призы», – поясняет менеджер по работе с клиентами Дневник.ру Виктория Сенева.

На страницах образовательной платформы ребята могут посоревноваться в умении читать рэп, снимать оригинальные фото и видео. Или мастерить поделки из коробок от фруктового сока, как третьеклассница Нина Драчевская из гимназии №1 города Астрахани. В качестве приза за проявленную фантазию девочка получила интерактивную доску, которую передала своей школе на торжественной линейке. Помимо победителей нередко отмечают и участников. Ведь даже маленькое поощрение в виде грамоты за проявленную инициативу важно для ребёнка.

Продемонстрировать внеучебные успехи можно и в социальных проектах.

Сегодня на платформе реализуется совместная с Минфином РФ инициатива по повышению финансовой грамотности пользователей. В легкой и доступной для ребенка форме комикса можно узнать, как безопасно пользоваться банковской картой, накопить на велосипед, разобраться во вкладах и кредитовании и поделиться полезной информацией с родителями. Ведь далеко не все взрослые знают ответы на эти вопросы.

Вспомните себя в детстве: нам кажется, что мы сами всё знаем, а родители постоянно пытаются научить нас уму-разуму. Когда роли меняются, и ребёнок демонстрирует умение или знание, которым не владеют мама и папа, он ощущает, что сам может их чему-то научить. Радость от этого чувства – тоже отличная мотивация к изучению нового.

Краткий гид по основным правилам, которые помогут учиться без принуждения и контроля, читайте в блоге Дневник.ру на образовательном портале Newtonew.