Эксперты в школьном образовании об итогах дистанционного обучения в России
22 мая 2020

С какими сложностями столкнулись учителя, ученики и родители, а также EdTech-компании в период пандемии, как с ними справлялись и какой опыт получили? Дневник.ру узнал у них самих и подготовил об этом статью в своем блоге на сайте vc.ru.

За последние несколько месяцев школам пришлось полностью перестроить процесс обучения и перенести его в онлайн. Ситуация с пандемией ярко показала, что российское образование нужно быстрее адаптировать к использованию цифровых сервисов и грамотному их сочетанию с традиционными инструментами.

Техническая база

Во-первых, наглядно проявилась картина цифрового неравенства в нашей стране. У людей в регионах разный интернет, а у более чем 15% российских школьников попросту отсутствуют цифровые устройства в личном пользовании – отметили эксперты в ходе первой сетевой онлайн-планёрки для учителей и родителей, которую 14 мая провел лидер общественно-педагогического движения «Школа – наше дело» Артем Соловейчик. Эту проблему пытались решить по-разному: в некоторых сельских школах организовали очное обучение в маленьких группах, обеспечивая дистанцию между учащимися, а в части образовательных организаций выдавали технику нуждающимся. Минпросвещения также объявило, что операторы связи сделали доступ к образовательным ресурсам бесплатным на это время.

Для продолжения работы педагоги могли выбрать удобные им платформы, в частности из списка, рекомендованного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Александра Рычкова, мама ученика 4 класса гуманитарного лицея Пскова:

«Для передачи материалов наши педагоги пользуются платформами Яндекс.Учебник и Учи.ру. Традиционные домашние задания ученики также выполняют. Обратная связь ежедневная, Дневник.ру очень помогает в этой ситуации, всю информацию учителя размещают там. Я сама преподаю в ПсковГУ, то есть тоже работаю в основном дистанционно. Такой формат в целом дает возможность по-новому взглянуть на процесс обучения всем – и педагогам, и родителям, и детям. Это интересный опыт».

Чаще всего для проведения онлайн-уроков использовали Zoom, Skype, Учи.ру, Якласс, а администрирование учебного процесса вели через систему Дневник.ру. Так, только в апреле 2020 года посещаемость последней платформы выросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

Раиса Хмелева, руководитель школы-интерната №8 в Благовещенске Амурской области:

«Большинство родителей наших школьников выбрали обучение посредством мессенджера и портала Дневник.ру. Дистанционная форма для нашего учреждения не новая, она активно используется с 2017 года. Поэтому родители с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. Они поддерживают своих детей, направляют и контролируют их учебную деятельность».

Наталья Маслова, педагог школы в селе Большая Дмитриевка Саратовской области:

«У меня стаж 40 лет, электронный дневник – то, что надо. Оценки, темы уроков – все на виду, все на экране. Замечания о неаккуратных записях, разных ручках пропали. Но выросла другая проблема: в селе не у всех есть интернет, значит, не у всех есть выход на дневник, но, думаю, и это со временем решится. Кстати, гаджеты дети с удовольствием используют и на уроках для поиска информации, а моя задача помочь: как искать, как фильтровать, как понимать исторические, обществоведческие найденные статьи».

Чего не хватает образовательным платформам?

Использование цифровых инструментов во время занятий сегодня очень популярно в лидирующих по уровню образования странах мира: Финляндии, Корее, Америке и других. Там упор делается на самостоятельную работу детей в рамках исследований и совместных проектов, на которые их мотивируют технологии. Это позволяет формировать у школьников навыки, которые необходимы в современном обществе: критическое мышление, креативность, способность вычленять из большого потока информации самое важное и грамотно это использовать, умение работать в команде.

Несмотря на то, что в России сегодня есть масса удобных образовательных платформ, разработанных EdTech-компаниями, школам пока еще не удается использовать все их возможности в полной мере. Как показало исследование Комитета гражданских инициатив, посвященное дистанционному образованию в условиях пандемии, в период всеобщей самоизоляции образовательные платформы столкнулись с рядом проблем: недостаточной пропускной способностью сетей связи и мощностью самих площадок, нехваткой методической поддержки пользователей и учебного контента. В связи с этим представители EdTech-индустрии планируют развивать свои продукты в этом направлении, а также рассчитывают на некоторую помощь от государства. Среди необходимых мер поддержки участники исследования (12 ведущих IT-компаний в сфере образования) назвали улучшение интернет-покрытия в регионах, а также повышение цифровой грамотности учителей.

О необходимости обучения педагогов принципам дистанционной работы часто говорят и родители. Так, во время дистанционного обучения многие из них отмечали в соцсетях, что столкнулись с путаницей в школьной информации.

Павел Алексеев, папа ученика из Тамбова:

«Одни учителя просят отсылать задания на почту, другие в WhatsApp. Ребёнок одним отсылает, а за это ещё двойки умудряются ставить – за что? Ребёнок выучил, отослал. Такая путаница!».

Екатерина Мацола, педагог Адыгейской республиканской гимназии Майкопа:

«Для меня сложностью при переходе на дистанционное обучение стало огромное количество чатов в мессенджерах, с помощью которых учителя и ученики поддерживают связь. Здесь на помощь пришел Дневник.ру, который позволяет собрать всю необходимую для учебного процесса информацию, не выходя за пределы одной платформы: обмениваться сообщениями, пересылать файлы, делиться ссылками на различные ресурсы – то есть все то, к чему мы привыкли, используя соцсети и мессенджеры».

Подходы к обучению: традиционный vs инновационный

В ходе дистанционного обучения выявилась и еще одна проблема – попытка воспроизвести все привычные офлайн-процессы без какой-либо адаптации к онлайну. В результате количество домашних заданий увеличилось в разы, так же, как число проверок и отчетов, что привело к минимуму самостоятельной работы на занятиях и увеличению объёма контрольных и домашних заданий, которыми можно отчитаться.

Гавриил Леви, генеральный директор Дневник.ру:

«В некоторых школах требовали от детей высылать им видеозаписи выполненных упражнений по физкультуре или выученных наизусть стихов. В других – пробовали вести все уроки в Skype или Zoom с обязательным живым присутствием детей у компьютера. Но современные технологии позволяют организовать процесс совершенно по-новому, более эффективно. Учителя могут выдавать материалы и задания для самостоятельного изучения, чтобы дети выполняли их в удобном им темпе и режиме. Для проверки знаний можно использовать тренажеры или конструкторы тестов. А вот проектную работу и командные обсуждения лучше организовать, создав группу. Для индивидуального общения педагога с детьми или родителями можно использовать личные сообщения».

Шалва Амонашвили, академик РАО, руководитель Международного центра гуманной педагогики:

«Если учитель общается с ребенком по интернету, через экран компьютера, он должен думать о том, как сделать эти занятия интересными и притягательными. Я полагаю, что прежде всего учителя должны разработать новую методику для такого общения, а не принуждать родителей сидеть с детьми возле монитора. Это еще больше осложняет жизнь в семьях, потому что ребенок целый день находится дома, ему хочется бегать, прыгать, двигаться, и от этого в семье нарастают раздражение и возмущение. Наша школа очень сухая. Конечно, есть учителя добрые, чуткие, отзывчивые, но что греха таить, в школе еще много учителей-двоечников и троечников, не способных к эмоциональному общению с детьми. Надо менять сознание учителя, иначе мы и дальше будем терпеть поражение».

Положительный опыт и что с ним делать

Нельзя не сказать и о положительных результатах, достигнутых в ходе дистанционного обучения. Как отметили в министерстве образования Новгородской области, если раньше основными пользователями электронного дневника и журнала были школьники и учителя, то за последние месяцы серьезно возросла активность родителей.

Это стимулирует педагогов своевременно вносить информацию в цифровой журнал, а учеников – уделять большее внимание своим успехам в школе.

Александр Сатин, заместитель министра образования Новгородской области:

«Мы видим, что скорость внесения заданий и оценок, размещения учебных материалов в электронный журнал сегодня на высоком уровне. Мы надеемся, что опыт, который получили учителя, ученики и родители во время самоизоляции, позволит нам повысить успеваемость и в следующем учебном году».

Действительно, любой кризис можно воспринимать не только как угрозу, но и как возможность. Экономика циклична и за любым спадом всегда следует восстановление и подъем. Переход школ на дистанционное обучение ярко продемонстрировал реальное положение дел с цифровизацией образования, обнажил немало проблем, но в то же время подсказал наиболее оптимальные решения и задал IT-компаниям, управляющим органам и учителям векторы, по которым необходимо развиваться.

Михаил Горностай, директор Ильинской школы в селе Ильинско-Подомское Архангельской области:

«Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для педагогов, детей, родителей и вызвал множество вопросов. Но уже сейчас одно понятно точно: все участники образовательного процесса продемонстрировали доброжелательность, дисциплинированность, нацеленность на позитивное общение и высокий результат. Вместе мы – сила, и вместе со всем справились!».

Опыт этой школы показателен – несмотря на то, что она находится в сельской местности, здесь активно используют технологии в обучении. К примеру, c электронным журналом и дневником работают 100% учителей, учеников и родителей. Конечно, с полным погружением учебного процесса в онлайн здесь столкнулись впервые, но имеющийся цифровой багаж знаний, безусловно, помог в этих условиях.

В период пандемии все школы страны получили новый бесценный опыт работы с онлайн-инструментами, который будет полезен и после снятия ограничительных мер. Главное – грамотно его применить.