Мы узнали у Яны Стафичук, основательницы стартапа Бот знает, тестирование в котором уже прошли больше 20 тыс. ребят. Проект завоевал не только популярность аудитории, но и множество премий и грантов, в том числе спецприз от Дневник.ру на Конкурсе инноваций в образовании.
Полное интервью с Яной читайте в нашем блоге на vc.ru.
Важно выбирать не по ЕГЭ, а по интересам
Проектом «Бот знает» мы решали очень близкую нам проблему – отсутствие профориентационной помощи подросткам в регионах.
Я родом из небольшого города в Вологодской области и очень хорошо знаю, каково там жить. В маленьких городах о профориентации мало кто задумывается, профессию дети выбирают по наитию или по ЕГЭ.
Но сегодня разработано множество методик, можно не просто выбирать, а строить целые профессиональные траектории еще со школы. Если пройти тестирование заранее, в 9-10 классе, к выпускному получится изучить области, к которым ты склонен, и понять, куда двигаться дальше.
Конечно, подростки переменчивы, поэтому им так сложно сделать выбор. Однако, если ребенку нравятся технологии, но также интересен дизайн или биология, это не значит, что эти направления не сочетаются.
Важно доносить до ребят – можно отучиться, например, на программиста, а в магистратуре выбрать какое-то другое направление, или же взять gap year после школы и поехать в молодежный волонтерский лагерь. Дети не должны бояться сделать неправильный выбор «на всю жизнь», комплексовать, что у них не получается сразу определиться, и в этом им должна помогать профориентация.
Как социолог, психолог и школьник кодили бота
С 2017 года я курировала проекты по профориентации, в основном офлайн-мероприятия для школьников. Однако серьезно этой деятельностью можно заниматься только при наличии диагностики и тестирования. Такого инструмента не хватало.
Конечно, есть много тестов по профориентации, масса сайтов, где их можно пройти. Но если для учителей эта форма приемлема, то ребятам в 14-18 лет хочется чего-то более современного, удобного, и чат-бот оказался им очень близок.
Татьяна (автор теста бота) тогда работала психологом в университете ИТМО, и к ней на консультацию пришел школьник Гоша, который проявлял интерес к ИТ. Так и сложилась наша команда. Именно он кодил бота и до сих пор занимается всей разработкой.
Программированию Гоша обучался сам, сейчас для этого есть много бесплатных возможностей в интернете. Наш проект ему очень понравился, и он решил помочь, а заодно применить свои умения на практике. Так что, можно сказать, Гоша был первым, кого мы профориентировали на старте: )
Георгий Янковский, ИТ-разработчик бота, ученик 10 класса школы № 548 Санкт-Петербурга:
Проект заинтересовал своей целью – помочь школьникам, используя современный подход – создание интерактивного чат-бота. Во время разработки я получил опыт взаимодействия в команде, научился более точно планировать время и оценивать предполагаемые результаты работы. Для ребят, которые хотят в ИТ, хочу отметить, что сегодня – это одно из самых доступных направлений. Несмотря на все возможные сложности программирования, самое главное – это иметь желание реализовать ИТ-продукт своими усилиями. Стоит попробовать себя в разных направлениях разработки и языках программирования, чтобы понять, какие из них подходят ближе.
Платформу Вконтакте, на базе которой создан проект, мы выбрали, потому что она популярна среди старшеклассников, и там есть возможность встроить чат-бота.
В нашем боте несколько функций:
- тестирование, по итогам которого определяются близкие школьнику профессиональные отрасли;
- возможность узнать про каждую отрасль. Например, если интересны биотехнологии, можно нажать на кнопку и увидеть, в тренде ли сейчас это направление, перейти по полезным ссылкам на авторитетные источники и почитать о его перспективах;
- список возможных профессий в выбранной отрасли и подробная информация о них;
- вузы, в которых на эти профессии учат.
Источники финансирования
Пройти бота может любой российский школьник, он бесплатный и таким будет всегда. У нас есть некоторые дополнительные возможности, которые можно купить по желанию – мерч, индивидуальные консультации со специалистом, который помогает выстроить образовательную траекторию на ближайшие годы. Но это не приносит серьезного дохода, так как все-таки наш проект не про бизнес, а про социальное предпринимательство.
При этом мы постоянно участвуем в грантах и конкурсах. Так, в 2018 и 2019 годах получили гранты Росмолодежи от 200 до 500 тыс. рублей. Эти средства мы потратили на проведение мероприятий, в ходе которых ребята из разных школ встречались с молодыми профессионалами в Петербурге, вместе со специалистами по работе с молодежью, сотрудниками библиотек выстраивали образовательные маршруты и создавали город будущего.
В 2018 году мы победили в конкурсе «Моя страна – моя Россия» в номинации «Лучшие педагогические практики для НТИ». После стали финалистами Конкурса инноваций в образовании (КИвО) в Сколково, где получили спецприз от компании Дневник.ру – рекламу на этой платформе, благодаря которой за месяц к нашему тестированию получилось привлечь 12 тыс. человек – больше половины от общего числа школьников, воспользовавшихся ботом на сегодняшний день.
Мы очень переживали в тот момент, чтобы бот не упал от такой нагрузки, но Гоша его подстраховал, и все прошло отлично.
Юрий Бойко, директор по развитию Дневник.ру:
Подобные инструменты дают школьникам возможность взглянуть со стороны на свои навыки и оценить, кем они видят себя в будущем. Именно поэтому мы обратили внимание на проект «Бот знает» на КИвО. Хочется отметить профессионализм команды, которая смогла интересно изложить суть в режиме короткой презентации. За такими сервисами будущее, и мы рады что внесли посильный вклад в популяризацию одного из них. На нашей платформе мы создали группы о проекте, где учителя и родители могли ознакомиться с информацией о нем, а ученики перейти к тестированию. Рекламная кампания получила большой отклик еще и потому, что был выбран удачный период – конец учебного года, когда старшеклассники оценивают итоги и думают о поступлении в вуз. Ребята активно знакомились с ботом, задавали вопросы и оставляли комментарии.
Учителям – учиться, детям – работать
Если поначалу аудиторией бота преимущественно были петербургские школьники (поскольку я тогда работала в Центре профориентации «Вектор» при Комитете по молодежной политике города и могла предложить школам пройти тестирование с помощью бота), то после побед в конкурсах о нас стали писать СМИ, разные паблики в соцсетях – так ребята из регионов начали узнавать о боте.
Сейчас мы масштабируемся органически, уже порядка 20 тысяч человек со всей России прошли тестирование.
Результаты показывают, что самые интересные направления для школьников сегодня – медицина (15,4%), финансы (15%), экология (13,3%), авиация (8,3%), ИТ (7,6%), физкультура и спорт (7%).
В рамках проекта мы также помогаем педагогам из регионов, поскольку у них есть большой интерес к профориентации, но не хватает знаний в этой области и готовых полезных инструментов. Проводим для них обучающие мероприятия. Например, весной организовали 2 школы по профориентации, в каждой поучаствовало более 70 учителей.
Это важно, потому что мало пройти онлайн-тестирование и наметить траекторию будущего развития, школьникам также полезно погрузиться в профессию, решить в ней какую-то задачу, а сделать это в онлайн-формате довольно сложно. Например, сейчас есть приложение, где можно выбрать компанию и виртуально попробовать себя на работе в ней.
Однако, по нашему опыту, эффективнее все-таки прямое взаимодействие педагога с детьми – когда учитель лично заинтересовывает детей определенной специальностью, мотивирует их проходить профессиональные кейсы. Поэтому мы и не стали создавать что-то в этом направлении в онлайне.
Кейсы – это реальные рабочие задачи в разных областях, которые школьник должен решить. Так ребята прощупывают профессию изнутри, и им легче понять, интересно ли будет заниматься ею в дальнейшем.
Например, в нашем кейсе по медицине, который разработан совместно с Первым Санкт-Петербургским государственным медицинским университетом им. И.П. Павлова, школьникам дается задача, которую студенты решают на 1 курсе – по описанию нужно поставить диагноз пациенту. Для этого ребята сначала изучают материал, чтобы разобраться в теме.
Или вот кейс по биоинформатике – исследование генома. Тут нужно знать язык программирования, например, Python. Ученикам дается ссылка, где его можно изучить, например, на платформе Stepik. После этого им нужно расшифровать несколько файлов и решить, к какому человеку относится каждый из них.