Что такое школа 21 века: IT-решения для образовательного процесса
1 сентября 2020

Генеральный директор Дневник.ру Гавриил Леви и ведущая программы «О самых больших» на радио «Эхо Москвы в Петербурге» Александра Петровская в преддверии нового учебного года поговорили о  школе будущего. Запись полного интервью можно послушать на сайте радиостанции.

Александра Петровская (А.П.): Многие школы уже давно работают на базе Дневник.ру. Что позволяет Дневник.ру сегодня сделать в рамках образовательной системы?

Гавриил Леви (Г.Л.): Дневник.ру – это образовательная платформа, мы работаем с 2009 года, сейчас нашими решениями пользуются более 20 тыс. школ в регионах РФ и несколько десятков тыс. школ в Казахстане и Узбекистане. Функционал системы позволяет перевести в онлайн большинство процессов, которые исторически существовали на бумаге…

А.П.: Получается такая прозрачная система, когда родители могут коммуницировать с учителями не только посредством записи в дневник, а просто используя компьютер. Хотя, мне кажется, следить за оценками – это такая родительская иллюзия слежения за образовательным процессом…

Г.Л.: Оценки – это лишь малая часть, основная – это домашние задания, проектная работа, усвоение нового материала, построение связей внутри класса и школы. То, что влияет на формирование личности человека, его привычек… А IT-инструменты, Дневник.ру или другие, – это лишь помощники, которые помогают делать процесс эффективнее, экономить время, они ни в коем случае никогда не заменят тот смысл, который есть в школьном образовании.

А.П.: В рамках дистанционного образования во время пандемии дети многого лишились из того, что Вы перечислили, кроме оценок и домашних заданий: социализация и прочее. Та школа, в которой остаются только технологии – это уже не школа?

Г.Л.: Что показал этот эксперимент? Первое, что мы увидели, не только в России, но и во многих странах – тотальную неготовность методологическую к переходу от привычной классно-урочной системы к какой-то другой. Понятно, что в условиях дистанционного обучения такой процесс воспроизводить невозможно и не нужно. Когда некоторые школы начали это делать, используя технологии, получилось все очень печально. Есть масса примеров, когда учителя требовали записывать на видео стихи, упражнения по физкультуре, это все отправлялось им, они проверяли и отправляли обратно что-то ученикам... Педагоги организовывали лекции через Zoom, обязательно все ученики должны в одно время туда были войти, а если не получилось у кого-то из учеников, у кого компьютер не настроен, например, им считали, что они пропустили урок, опоздали…

А.П.: То есть старые правила к новым реалиям пытались применить? 

Г.Л.: Да, но тут проблема не только и не столько в учителях, сколько и в родителях и в детях. Родители были в шоке, они не понимали, куда девать своих детей. Что должно произойти, чтобы школьное обучение не копировало старые форматы в новых реалиях? Это значит, что ученик должен большую часть материала усваивать самостоятельно. И здесь ему на помощь приходит масса ресурсов, которых не было 30 или 100 лет назад. Никто и предположить не мог, что у нас в руках будет вся база ресурсов, накопленная человечеством. И нужно лишь только правильно задать вопрос, и ты сразу получаешь ответ. Но даже этого сегодня не нужно делать, эту информацию уже упаковали в красивые тренажеры, упражнения онлайн, бери – не хочу. Лишь бы человек проявил желание этим воспользоваться и дисциплину, чтобы заниматься самостоятельно. Потому что выяснилось, что одно дело – когда у тебя нет выбора, и ты сидишь в классе и слушаешь то, что тебе говорят, а другое – когда ты можешь учиться или нет, играть, смотреть телевизор или заниматься, это уже твое решение. И когда тебе 7-9 лет, понятно, что тут нужен либо родительский контроль, либо высокая самодисциплина, чтобы принимать правильное решение. И вот в школе будущего роль преподавателя кардинально меняется, учитель – это не лектор, это человек, который помогает выстроить образовательную траекторию.

А.П.: Как ментор, да?

Г.Л.: Да, это, наверное, понятнее больше студентам, у которых в вузе появляется такой ментор, который помогает выстроить систему курсов. На западе учатся именно так. У нас к этому оказался никто не готов. Если эту проблему не исправить, то никакое количество платформ никогда не поможет. Но есть и такие примеры, где все получилось, у детей появилась мотивация учиться, но это, скорее, исключения, к сожалению.

А.П.: Я давно об этом думала, что это формат для прогрессивных родителей, которые хотят растить свободную личность. Исходя из того, что Вы сказали, вопрос перестройки всего образовательного процесса в целом должен особенно остро стоять?

Г.Л.: Здесь основное бремя принятия решения должно лежать в области семьи и управления образованием. Понятно, что в современном мире человек должен получать индивидуальный подход, а школа дает минимальный стандарт. Сейчас есть много дополнительных курсов, но все они в основном платные. Родители, которые заинтересованы в индивидуальном развитии ребенка и имеют на это возможность, используют такие сервисы. В будущем идеальном, возможно, недостижимом мире такие условия должны быть доступны не только детям, которым повезло родиться в такой семье, но вообще у всех детей. У каждого ребенка должен быть доступ к индивидуальному курсу, и без технологий такого достичь невозможно, иначе к каждому ребенку придется приставлять по 30 учителей.

А.П.: Выходит, что школа 21 века – это школа, где учатся свободные дети, на место контроля приходит самоконтроль, на место дисциплины – самодисциплина, класс становится перевернутым, одним из навыков учеников становится умение искать и критически осмысливать информацию, а в качестве вспомогательных инструментов используется множество IT-платформ?

Г.Л.: Да, но вы забыли ключевой ингредиент – учителя, без которого ничего не получится. И его новой роли ментора, который становится проводником. И хороший учитель или плохой – это будет иметь даже большее значение, чем сейчас. Если будет задан не тот курс, то талантливый ребенок будет недооценен, условно, Моцартов мы будем отправлять на уроки труда, а Эйнштейнов на уроки физкультуры, и это будет катастрофа, конечно.

А.П.: Расскажите о планах Дневник.ру и вообще IT-решений в школе будущего.

Г.Л.: Дневник будет нацелен на агрегацию лучших решений, чтобы представить единую витрину, чтобы облегчить задачу поиска правильных инструментов. Мы будем плотно работать с учителями, менторами, чтобы помочь им организовать переход, синтез от традиционной школы к новой. Чтобы учитель мог эти персональные траектории выстраивать.

А.П.: Когда эта школа будущего появится, сколько нужно времени?

Г.Л.: Вопрос сложный. Это вопрос прежде всего какой-то политической воли. Возможно, эту эволюцию придется ждать, пока у ребят, которые сейчас учатся, появятся дети, и они станут учителями, директорами, возможно, тогда. Потому что мне сложно представить, что текущее поколение может такие тектонические сдвиги совершить. Конечно, есть среди них 10-20% инноваторов, но такие сдвиги связаны со сменой поколений. И то не факт. 

А.П.: Ну, будем надеяться, что процесс пойдет.