Гавриил Леви: "Без электронного журнала образование невозможно сделать более эффективным"
17 июня 2011

Генеральный директор проекта «Дневник.ру» Гавриил Леви рассказал «Голосу России» о том, как Интернет заменит учителей и почему Facebook не подходит для обучения.

Образование и Интернет - вещи в наше время малопредставимые друг без друга. И речь идет вовсе не о поиске украдкой ответов в Сети во время ЕГЭ. Возможности, предоставляемые Всемирной Паутиной – гораздо шире и законнее. 

Вот уже 4 года как российские родители могут не только проверить успеваемость своего ребенка (причем реальную, а то ведь исправлять оценки в дневнике – дело не хитрое, и признаемся, многим из нас знакомое), но и узнать -  не опоздало ли чадо в школу, пришло ли туда вообще, и даже чем был недоволен учитель на уроке.

Все эти, как и многие другие возможности дает Единая образовательная сеть «Дневник.ру». Генеральный директор проекта Гавриил Леви рассказал «Голосу России» о том, готовы ли российские учителя вести электронный журнал и почему Facebook не подходит для обучения.

Допустим, учитель, директор школы, ученик впервые услышал о «Дневнике». Как ему объяснить, зачем он нужен?

- Мы решили совместить идею социальной сети, которая сейчас очень популярна, и фактически является основным средством общения в Интернете, и полный комплект инструментов для обеспечения образовательного процесса в школе в электронном формате .

И то, что эти два направления совмещены - дает огромный синергетический эффект, который позволяет нам повышать уровень и качество образования в школе за счет технологий, которые мы предлагаем.

А что это за технологии?

- Если вкратце, то, во-первых, это социальное общение между родителями, учениками, учителями, администрацией школы, обмен личными сообщениями, аудио и видеоматериалами и т.д.

Далее, это оценки. Система электронного журнала, электронного дневника, домашние задания, система тестирования, с помощью которой учителя могут предлагать тесты школьникам.

То, что я перечислил – это основное, но это всего лишь процентов 20 от всего функционала сайта.

Я так понимаю, электронный журнал может стать серьезным подспорьем при дистанционном обучении?

- Электронный журнал – это важная часть дистанционного обучения, но лишь часть. Мы предлагаем весь комплекс инструментов для такого рода обучения: и электронный журнал, и возможность выкладывать домашние задания в электронном виде, принимать их и обрабатывать. И возможность создавать виртуальные группы, классы, в которых будет идти обсуждение не только в рамках школы, но и за пределами ее. Ну и, наконец, возможность создавать виртуальные комнаты с конференц-связью в аудио и видеоформате, где любой человек может удаленно общаться со своими сверстниками и учителями.

Возвращаясь к электронному журналу. Значит ли сказанное вами, что уже сейчас он имеет, если можно так выразиться, такую же легитимность, что и бумажный?

- Мы, совместно с министерством образования, с нашими партнерами в регионах, департаментами образования, прорабатываем сейчас всю методологию того, как это должно функционировать в электронном формате.

Потому что очевидно, что тот закон (об образовании, - прим. ред), который действует сейчас и не менялся уже более 50 лет, не соответствует нашему времени и нужно его делать адекватным тем реалиями, которые есть сейчас.

Уже с сентября мы запускаем эксперименты сразу в ряде регионов по замене бумажного журнала на электронный. Но это лишь часть работы. Суть в том, чтобы перевести школу, образовательный процесс в школе на абсолютно новый формат документооборота, сделать его более эффективным и привнести в него те инструменты, которые сейчас возможно даже и не используются. Но без этого первого шага, без уравнения в правах электронного и бумажного журнала, говорить о каких то более сложных вещах – не представляется возможным.

На сайте сказано, что проект может помочь малоукомплектованным (в смысле нехватки учителей) школам. В чем заключается эта помощь?

- Как вы знаете, во многих школах нет возможности предоставлять образование по всему спектру предметов. Образование по трем-четырем основным предметам учащиеся смогут получить в очном формате в школе, а по всем остальным – дистанционно. Причем не только в своем районном центре, или в ближайшей полностью укомплектованной школе, но и в любой школе, подключенной к нашей системе, которых уже более 10000 в России.

На прошедшем в городе на Неве круглом столе «Инновационные технологии обучения в школах: реалии и перспективы» директор регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Комитета по образованию Петербурга Александр Федосов заявил, что «учителя (города) ищут все возможные способы, чтобы… только не сесть за компьютер». В этом смысле интересна реакция на ваш проект, что называется, «пехотинцев образования», самих преподавателей. 

- Реакция учителей крайне положительная. Именно в плане дистанционного образования, дополнительного общения, обмена опытом с коллегами. Я думаю, постепенно, с отменой или с уравнением в правах бумажного и электронного журнала, формата, проект вызовет еще более положительную реакцию. Исчезнет необходимость дублировать информацию в двух источниках. Кстати, положительная реакция – не только у учителей, но и директоров школ, учеников, родителей.

При разработке проекта использовался зарубежный опыт? Многие упрекают Рунет в том, что он идет в «кильватере» уже опробованных западных технологий.

- Естественно, мы изучали западный опыт. Я сам имел возможность учиться как в наших, так и заграничных вузах, и сравнивать, что есть у них и что есть у нас. Для того, чтобы понять, что у них есть интересного, что можно применить у нас.

На самом деле аналогов в мире по объединению социального движка и системе электронного управления образованием – в данный момент нет. Есть проекты, типа Blackboard, которые занимаются обеспечением «электронной школы» в мировом масштабе. Но одна инсталляция такой системы для школы или университета, обходится в сумму порядка 100 тысяч долларов. Есть бесплатные проекты, но для того чтобы их применить у нас, масштабировать под весь регион, понадобится целая инфраструктура и специалисты, которые тоже, возможно, будут стоит довольно дорого. И к ним нужна еще довольно большая экспертиза по поводу того, как это все настроить правильно.

Есть социальные сети, типа Facebook и других, но с ними проблема в том, что там никак не модерируется их содержание. И даже сами создатели этих сетей говорят, что они – для взрослых, старше 18 лет, и детям не гарантируется безопасность и ограждение от негативного контента.

Соответственно, мы все эти проблемы решаем. Объединяем функции социальной сети с возможностями бесплатного использования школами наших инструментов. И полностью берем на себя вопросы развертывания этого решения в масштабе региона.

Раз уж Вы сами заговорили о деньгах. Проект, я так понимаю, достаточно объемный в финансовом плане. Кто платит, если не секрет?

- Секрета никакого нет. Мы работаем по той же модели, что работает Google, Яндекс, Mail.ru, любой сервис, который предоставляет базовый сервис, базовые услуги бесплатно, чтобы донести информацию до тех пользователей, которые будут использовать проект. Соответственно, мы коммерциализируем то время, которое люди готовы проводить на нашем сайте во внеурочное время.

Мы сейчас также прорабатываем альтернативную схему. Допустим, если какой-то регион захочет отключить всю коммерческую составляющую проекта, и взять нас как субподрядчика, на лицензию, по которой мы будем обеспечивать эту услугу и постоянно ее дорабатывать, то для таких заказчиков мы предусматриваем возможность лицензирования.

Но мне кажется, что большинство школ, большинство регионов выберет бесплатный вариант, потому что это довольно популярная и самая прогрессивная в мире система монетизации, которую используют крупнейшие социальные порталы.

И последний вопрос, который, по идее, должен был быть задан первым. Как родился проект, кому пришла в голову идея?

- Проект родился в период моей стажировки в Колумбийском университете, где я впервые столкнулся с дистанционным обучением, электронным документооборотом, расписанием и абсолютным отсутствием бумажных аналогов - все приходилось делать через Интернет. Это был примерно 2001-2002 год. Потом в 2003-2004 годах появился Facebook, который, изначально, задумывался создателями как закрытая сеть для университета, где профессора, студенты могут общаться в узком профессиональном кругу на темы, посвященные образованию.

И эта идея совмещения закрытого социального общения на темы образования с системой обеспечения электронного документооборота образовательного учреждения появилась уже тогда. Но реализовать по-настоящему ее удалось только спустя 7 лет.

Материал с сайта радио «Голос России»  (http://ruvr.ru)