Переход на электронные школьные дневники и журналы – дело решенное. Президент страны сказал. Милые враки «А я дневник до-о-ома забыл» (учителю) и «А нам ничего на дом не за-а-адано» (родителю) станут историей. Какие, ей-богу, тайны, если зайдешь на сайт – узнаешь и отметки чада, и что чаду на дом задано, а вызов к директору получишь по электронной почте.
Всероссийская образовательная
У коллеги дочка учится в одной из школ Центрального района; год назад педсостав и родители приняли предложение такой-то фирмы – перейти на электронный дневник (не отказываясь от привычного бумажного). Услугу подключали бесплатно – «попробовать», но с уговором: штатный режим обслуживания будет уже за деньги.
Попробовали. Понравилось. Но не настолько, чтобы с восторгом за это платить.
Коллега оказался не в курсе, что уже несколько месяцев все, что ему так понравилось, есть в бесплатном доступе. Во Всероссийской школьной образовательной сети – проекте «Дневник.ру».
Нет абонентской платы, не нужно устанавливать специальные программы.
Сейчас проект охватывает больше 2,5 тысячи российских школ, почти 42 тысячи учителей, 50 тысяч родителей.
– Мы планируем к концу 2010 года включить в нашу сеть 10 тысяч российских школ, 5 миллионов пользователей, – говорит один из создателей проекта Гавриил Леви. – К концу 2011 года рассчитываем охватить 15 миллионов пользователей, почти половину всех школ России.
Всероссийский проект пророс в нашем городе. «Дневник.ру» (отмеченный в минувшем году премией правительства Петербурга в конкурсе инновационных проектов) по размаху можно назвать глобальным, но сотворила его махонькая группа товарищей. Из-за бесплатности проект – вполне себе социальный, но создали его коммерсанты, то есть люди, о которых обычно говорят: «нечто человеческое им чуждо».
Еще одна странность: бизнесмены не желают зарабатывать на своем ресурсе рекламой. По слухам, отвергли зарубежные предложения о продаже проекта.
Спрашивается: зачем это им? Они объяснили, но об этом позже.
Пришел в класс с пирожком
«Молодец, отлично решил задачу». «Задержался на перемене, пришел в класс с пирожком». «Пыталась сорвать урок шумным поведением».
Так выглядят замечания на «Странице урока» сайта www.dnevnik.ru. С комментариями – «опоздал», «болеет», «неявка». Есть «Расписание уроков», электронные дневник и журнал, «Домашние задания».
Обычно этим исчерпывается пакет услуг фирм, которые предлагают школам «электронный дневник». Но на «Дневнике.ру» в распоряжении пользователя – «Библиотека художественной литературы» (в том числе все произведения из школьной программы); словари и онлайн-переводчик; медиатека, как для учеников, так и для педагогического сообщества (тексты, карты, аудио, видео, презентации).
Мало того. «Дневник.ру» потому и «образовательная сеть», что действует как социальная сеть – с форумами, группами по интересам (уже сейчас, к примеру, внутри сети – отдельная сеть «Суворовские училища и кадетские корпуса», все это с ведома Минобороны).
Плюс хранилище информации, куда можно загружать любые типы файлов в любом количестве.
Гавриил Леви комментирует:
– Мы хотим, чтобы школа была открытой, чтобы родители участвовали в ее жизни... Мы отметили, что школы не ведут никакой работы с выпускниками – нет того, что принято на Западе: каждый год собрание выпускников, которые могут жертвовать школе деньги. А почему выпускник будет жертвовать, если он от школы ничего не получает? Учебное заведение должно укреплять связи между выпускниками, поддерживать эту корпоративную гордость.
Вход бесплатный, не свободный
Про Запад – это Леви не случайно: сам учился в Колумбийском университете, привык к тамошнему электронному документообороту и прозрачности.
При этом «прозрачность» и «бесплатность» не означает свободу доступа. Не всяк вхож на «Дневник.ру».
– Это требование безопасности, – объясняет Леви. – Пользоваться сайтом можно только, получив код доступа через школу. Чтобы оградить детей от посторонних личностей.
Уровней доступа несколько. В частности, оценки вашего ребенка будут открыты только вам. Доступ к персональным данным – у очень ограниченного круга лиц.
Правило, условно, безопасности работает и в сфере межпедагогического общения. Теоретически – каждый учитель может выставить на сайт для коллег свои разработки. Практически – все методики предварительно оценивают эксперты из Большого университета и Академии постдипломного педагогического образования (у «Дневника.ру» с ними договор), не идет ли что вразрез с рекомендациями Минобразования.
В общем, в «Дневник.ру» можно погрузиться и не выныривать. При этом родители будут спокойны, что дитя не в игрушки на сайте играет, а, скажем, осиливает курс по программированию игр. Или не фильмы странные качает, а берет виртуальный урок по созданию фильма.
Идея совместить образовательные программы, социальную сеть и хранилище настолько проста, что, кажется, любой бы додумался. А вот не додумался. Во всяком случае ничего подобного найти не удалось не то что в российском виртуальном пространстве – в мировом. Возможно, просто потому, что реализовать идею технически, с соблюдением безопасности, с лицензией на хранение персональных данных очень трудно.
– Это социальную сеть создать просто, – говорит Гавриил Леви. – Но это уже прошедший этап. Будущее – за специализированными социальными порталами, где есть дополнительные средства, которые полностью объемлют сообщество.
Конкуренты у «Дневника.ру» (в том числе оч-ч-чень похожие на него названием) есть, но им трудно соперничать с его образовательной платформой и – особенно – с бесплатностью. И, как выяснилось, не конкуренты стали головной болью разработчиков Всероссийской образовательной сети.
Выхода нет
Столько счастья и задаром – такого не бывает, можете подумать вы. И не будете неправы. Проблема нарисовалась там, где не ждали.
Школы напичканы интерактивными досками, снабжены выходом в Интернет, но, получив предложение в один день подключиться к бесплатному информационному ресурсу, оказываются в положении человека, который выиграл навороченную бытовую технику и обнаружил, что электрические сети в доме эту технику не потянут.
Федеральная программа подключения школ к Интернету – восхитительна. С поправкой. «Ее разрабатывали люди времен очаковских и покоренья Крыма», как охарактеризовал положение дел один из сотрудников нашего комитета по образованию. Дело в том, что Интернет в школы проводят – в кабинет директора и кабинет информатики. В классе, скажем, биологии педагог не выйдет в Интернет и не покажет классу какую-нибудь инфузорию из сокровищ медиатеки «Дневника.ру».
Это, конечно, не смертельно – школе достаточно сделать кабельную разводку по классам. Но вот вам реальный случай. Директор одной из школ, стремясь использовать «Дневник.ру» по полной, спросил в роно, как бы ему сделать разводку; в роно рекомендовали обратиться к фирме, выигравшей в том районе тендер на производство таких работ. Фирма заломила 280 тысяч рублей. Для школы это сумма крайне огорчительная. Ради любопытства поспрашивали в других фирмах – цены там были в полтора раза ниже. У частника-одиночки вообще в 10 раз дешевле.
Ну и что директору делать? Заказывать работы он может только «по тендеру», собирать с родителей эти тысячи – тогда к чертям летит весь пафос бесплатности проекта.
Разве что искать спонсора, который сам решает, у кого услугу покупать.
Сейчас всяк выбирается как может. В Петербурге к системе подключены 300 школ, то есть немногим меньше половины. «Дневник.ру», к слову, материально (и при моральном участии комитета по образованию) поощряет активные школы-пользователи. Любопытно, что активнейшей оказалась не какая-нибудь петербургская гимназия, а областная школа в Киришах – там учителя, ученики и родители ходят в «Дневник.ру» как на работу.
Ищи, кому выгодно
Ах да, зачем эта морока бизнесменам? Ну, во-первых, у Леви еще несколько ИТ-фирм, и там он зарабатывает всерьез. Во-вторых, на его взгляд финансиста, и этот социальный проект не безнадежен в смысле прибыли. Все, что есть сейчас, так и останется бесплатным (дневники, журналы, школьные сайты, хранилище, медиатека). Деньги можно получать, как в обычных социальных сетях, с виртуальных подарков (цветочки там всякие, открытки). Или за дополнительные услуги (например, SМS-оповещение для родителей; притом что эта же информация будет бесплатной на сайте). Или предоставлением площадки для интернет-репетиторства (но если оно бесплатное, то и площадку дадут даром). Ну и организацией интернет-магазина, с условием, что будет контроль качества, а товары дешевле, чем в обычных магазинах, – ноутбуки, школьные принадлежности, книги («Есть договоренности с большими компаниями, которые готовы предоставлять это все по более низким ценам, учитывая социальную направленность проекта», – говорит Леви).
Разумеется, многие спрашивают у «дневников»: а зачем это вам? Те твердят про «социально ответственный бизнес». Их переспрашивают: «О,кей, но ваша-то выгода в чем?».
Тогда Леви объясняет подробно:
– Мне выгодно, чтобы, когда мои дети зайдут в Интернет, там был ресурс, куда не проберутся сектанты и порнографы. Мне выгодно, что эта сеть направлена не на бесцельное времяпрепровождение, а на образование. Мне выгодно быть в курсе успеваемости ребенка и событий в школе; и чтобы если ребенок сделал презентацию к уроку, она сохранилась навсегда... Наконец, поскольку моя основная сфера деятельности – информационные технологии, финансовые, брокерские услуги, – мне как работодателю выгодно, чтобы были талантливые программисты. А если у детей не окажется доступа к тем знаниям, которые уже накоплены, – мы будем проигрывать в конкурентной борьбе индусам, китайцам, европейцам.
Леви говорит: с какой стати мы должны проигрывать? Ведь не требуется глобальных сумм и усилий, нужно всего ничего – дать доступ в Интернет и обеспечить информацией.
Правда, есть препятствия и посильнее кабельной разводки. Препятствия в виде родителей, которым по фигу, что там у ребенка в дневнике – хоть в бумажном, хоть в электронном. И ребенок этот не углубится дома в образовательную часть «Дневника.ру», потому что компьютера дома нет.
Разработчики отвечают: пусть тогда хоть в школе углубится.
P. S. Из последних новостей: вероятно, «Дневник.ру» будет использоваться и как площадка для получения заочного высшего образования.
Источник: Газета "Санкт-Петербургские Ведомости"